Содержание
История азартных игр уходит корнями в глубокую древность. Считается, что первые формы такой человеческой активности восходят еще к палеолиту (древнекаменный век, который датируется 2,6 млн лет до н.э. – 10 тыс. лет до н.э.). Ряд исторических источников данной эпохи представляют собой примитивные игральные кости и игровые доски. Поэтому неудивительно, что азартные игры достаточно рано стали поводом для осмысления в различных культах: сначала в локальных языческих верованиях, а затем и в мировых религиях.
Рассмотрим, каким образом менялся взгляд на игорную деятельность с развитием религиозного мировоззрения и как разные религиозные традиции оценивают участие своих адептов в азартных играх.
Азартные игры в древних языческих религиях
Древняя Индия
В древности на территории полуострова Индостан, как и в других регионах мира, была достаточно распространена игра в кости. Интерес людей к данному развлечению описан в сборнике ведийских гимнов «Риг-веда», а именно в той его части, которая называется «Плач игрока».
В ней читателя предостерегают от чрезмерного азарта: «Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!»
В еще одном священном для индуизма тексте «Бхавишья-пурана» также есть эпизод, посвященный анализу последствий игры в кости. Речь в нем идет о принце, который в результате необузданного азарта утратил всю свою собственность, включая жену.
Похожие сюжеты можно найти и в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
Античный мир
Азартные игры были популярны среди древних греков. Единственным исключением являлись спартанцы, которые считали подобные развлечения недопустимыми. Тем не менее в древнегреческой религии тема происхождения азартных игр раскрывается достаточно подробно. В одной из легенд говорится о том, что игра в кости была изобретена героем по имени Паламед. Якобы данной игрой он пытался развлечь солдат, скучавших в ожидании при осаде Трои.
Более рациональные в своем отношении к действительности римляне отошли от сугубо религиозного понимания азартных игр и одними из первых ввели регулирование игорной деятельности, а именно признали большинство форм игорной активности запретными.
В частности, во время императора Юстиниана в Риме были разрешены только пять азартных игр. При этом ставки в них имели ограничение в один солид (римская золотая монета). С учетом имеющихся запретов римляне постановили, что проигранные деньги могут быть затребованы проигравшими обратно в течение 50 лет. Логика такого решения была проста: если сама игра запрещена, то и игорный долг признается ничтожным, то есть не отвечающим требованиям закона.
Азартные игры и христианство
Христианство, возникшее 2 тыс. лет назад, за годы своего существования разделилось на множество направлений, которые имеют различные взгляды на азартные игры: в некоторых оценка гемблинга более жесткая, в некоторых — помягче. Это связано с тем, что в Библии нет прямого осуждения азартных игр, однако имеются неоднократные предостережения от привязанности к деньгам.
Православная трактовка
50-е правило VI Вселенского Собора определяет в качестве пагубного греха все формы азартных игр: «Никто из мирян и клириков [служителей церкви] впредь да не предается предосудительной игре. Если же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен от общения церковного». Участники и организаторы азартных игр, по существующим в православной церкви правилам, не должны допускаться к причастию — главному таинству христианства.
Русский православный богослов Андрей Кураев* отмечал: «Азартная игра — нарушение заповеди "Не искушай Господа Бога своего". Игра — нетрудовой способ получения богатства. Если это не труд — значит, надежда на чудо. Источник всякого чуда — Бог. А всякая надежда на чудо, не связанная с молитвой, неприемлема для православного верующего».
Католическая трактовка
В отличие от православной церкви, в католической традиции не существует прямого формализованного запрета на участие в азартных играх. Ватикан лишь призывает свою паству проявлять благоразумие и умеренность. Грехом же считается не само проявление азарта, а злоупотребление им.
Согласно католическому каноническому праву, каких-либо дисциплинарных взысканий в отношении игроков не существует. Однако, как подчеркивал экс-генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский, увлечение верующего азартными играми дает повод усомниться в его ответственности и разумности.
Протестантская трактовка
Внутри протестантизма существуют десятки деноминаций, что не позволяет говорить о наличии некого единого взгляда на проблему азартных игр. Если в методизме достаточно однозначно выступают против азартных игр, считая их грехом, питающимся жадностью, то в лютеранстве и англиканстве гемблинг считается допустимым до той степени, пока это не приносит вреда игроку и его окружающим.
Азартные игры и ислам
Несмотря на наличие внутри ислама нескольких основных направлений (сунизм и шиизм), данная религия, в отличие от христианства, предельно однозначно воспринимает азартные игры. Среди исламских улемов (ученые-богословы) существует консенсус относительно того, что гемблинг является «харамом», то есть грехом.
Азартные игры упоминаются в самом Коране, священном писании мусульман, и подвергаются в нем осуждению: «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, и, быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (сура «Скатерть», аяты 90–91).
В целом гемблинг считается вредным не только для азартного игрока, но и для всей «уммы» — мусульманской общины. Именно поэтому в большинстве исламских стран азартные игры законодательно запрещены.
Мусульманское религиозное право (шариат) предусматривает наказания для организаторов и участников азартных игр, которые могут варьироваться от 12 ударов плетью до года тюремного заключения. Люди, предоставляющие места для проведения азартных игр, согласно шариату наказываются штрафом.
Азартные игры и буддизм
В буддийской книге «Сигаловада Сутта» сам Будда называет азартные игры источником разрушения. Соответственно, взгляд приверженцев данной религии на гемблинг достаточно критичный. В частности, работа в игорной индустрии считается нарушением заповеди против кражи.
Кроме того, в буддизме любые страсти и эгоистические желания, к которым можно отнести азарт, являются запретными. Чрезмерное увлечение гемблингом, как считается, и вовсе приводит к моральному разложению человека.
Азартные игры и иудаизм
В Торе, основной священной книге иудаизма, нет строго запрета на азартные игры, однако в иудейском законе данная проблематика разработана более четко. Существуют два основных подхода к пониманию гемблинга, описанные в трактате «Сангедрин» Вавилонского Талмуда.
- Первый подход говорит о том, что азартные игры должны быть запрещены, поскольку это неправильный способ перехода денег от одного человека к другому, так как люди не имеют четкого представления о том, получат ли они что-либо взамен своим потраченным средствам.
- Второй подход говорит о том, что игроки понимают риски расставания со своими деньгами и платят за само удовольствие от игры.
Тем не менее деятельность по организации азартных игр в иудейском понимании в любом случае является неправильной, а профессиональные игроки считаются неподходящими для свидетельства в раввинском суде.
Итоги
Рассмотрев несколько религиозных традиций, можно убедиться, что в большинстве из них азартные игры воспринимаются негативно, а участие в гемблинге считается грехом либо действием, которое наносит вред человеческой природе. Все религии в большей или меньшей степени воспринимают азартные игры в качестве угрозы для своей паствы и призывают к умеренности в гемблинге.
* Признан иноагентом в РФ.
Очень интересная и полезная статья! Спасибо Автору!
Небольшая поправочка: в трактате «Сангедрин» говорится только о профессиональных игроках в кости и устроителей «соревнований» голубей 🙂 Все остальные иудейские “нормативные акты” (типа, комментарии мудрецов – талмудические обсуждения) не являются даже официально подзаконными, поэтому могут и не исполняться, а что не запрещено, то … 🙂
Кстати, Ислам запрещает не только азартные игры, но даже профессиональный бокс и бои ММА (удары по голове/лицу – харам).
Сергей, спасибо за комментарий:)