До 2019 года, когда в Италии вступил в силу «Декрет достоинства» о запрете рекламы гемблинга, итальянские клубы на всех парах сотрудничали с гемблинг-компаниями: «Лацио» рекламировал на своих футболках Marathonbet, «Рома» – Betway, «Торино» – SportPesa, не говоря уже о контрактах, не предполагающих рекламу на майках.
EGBA (Европейская организация азартных игр и ставок) оценивала потери клубов Серии А после разрывов отношений с гемблинг-компаниями в 150 млн евро в год.
О том, кто пришёл на смену гемблингу, говорит италоязычный портал La Gazzetta dello Sport, опубликовавший 23 ноября материал о новых спонсорах на футболках команд Серии А и о том, сколько они платят. Давайте же заглянем в него, а также сопоставим величины – сколько клубы Серии А получали от гемблинг-компаний, а сколько получают сегодня, когда гемблингу перекрыли кислород.
Первая пятёрка по доходам
«Ювентус» – на первом месте по доходам от спонсоров, которые изображаются на футболках клуба. Ими выступают 2 компании: машиностроительная Jeep и разработчик компьютерных игр Cygames. Обе приносят огромную сумму – 48 млн евро в год.
Второе место – «Фиорентина». 3 компании, изображённые на футболках (телекоммуникационная Mediacom, технологичная Estra и страховая Prima.it), приносят 26.2 млн евро.
Третье место – «Сассуоло», спонсор, который изображён на футболках – химико-технологичная компания Mapei, приносящая 18 млн евро в год.
Четвёртое место – «Рома». Развлекательная компания Iqoniq, авиаперевозчик Qatar Airways, машиностроительный гигант Hyundai приносят клубу 16 млн евро в год.
Пятое место – «Интер», производитель автомобильных шин Pirelli платит клубу 11 млн евро в год.
Так сколько теряют клубы Серии А?
Ответим на примере «Лацио»: контракт клуба с букмекером Marathonbet, который изображался на футболках, приносил 4.5 млн евро в год, а нынешнее соглашение с Frecciarossa приносит всего 500 тыс. евро в год.
Однако есть и другой пример – «Рома»: контракт с Betway приносил 5 млн евро в год, а текущий контракт сразу с тремя спонсорами футболок приносит 16 млн евро в год.
Ключевые цифры
Доходы клубов Серии А от спонсоров футболок выросли по сравнению с прошлым сезоном – со 162 млн евро в год до 169 млн евро – и это цифры за те годы, когда гемблинг-компаниям в Италии уже запретили всё, что только можно. К слову, клубы английской лиги, где разрешена реклама гемблинг-компаний на футболках, зарабатывают на таких контрактах около 400 млн евро в год (по данным calcioefinanza.it).
Есть, конечно, пример Parimatch и «Ювентуса», которые заключили двухлетний контракт в сентябре 2020 года, однако это соглашение будет действовать по всему миру, кроме, конечно, Италии, а также ещё одного региона.
Итак, итальянский футбол сумел приспособиться к ситуации, где гемблинг-компании – персоны нон грата. Им на смену пришли компании из самых разных отраслей, так что адаптация прошла успешно.