Первым признаком того, что нейтральная позиция антимонопольной службы изменилась, стало дело, возбужденное Московским областным УФАС в отношении букмекерской компании «Фонбет» за наружную рекламу FONBET Кубок России по футболу.
Рассмотрение дела состоялось еще в сентябре 2023 года, однако подробности стали известны только сейчас.
Итак, в мае 2023 года сотрудником Управления в Московской области обнаружена наружная реклама с текстом «FONBET Кубок России по футболу». На баннере изображен спортсмен, одетый в форму, содержащую логотип букмекера, а сама реклама выполнена в красных тонах и содержит на фоне крупную полупрозрачную надпись FONBET.
В основу дела также легла жалоба физического лица относительно аналогичной рекламы, размещенной в Санкт-Петербурге, направленная Управлением ФАС по Санкт-Петербургу.
К рассмотрению дела были привлечены компании, участвовавшие в создании и размещении спорных рекламных баннеров:
- ООО «Русс Аутдор»;
- ООО «Фонбет ТВ»;
- ООО «Фонкор» (юрлицо букмекерской конторы «Фонбет»);
- ООО «Игроник Аутдор»;
- ООО «Оутдор Медиа Менеджмент»;
- ООО «Сова».
Следует отметить, что лично при рассмотрении дела присутствовали только представители ООО «Русс Аутдор». Остальные участники ограничились представлением письменных позиций.
Участвовавшие в деле лица пояснили, что «FONBET Кубок России по футболу» является официальным наименованием спортивного мероприятия, поэтому реклама не имеет отношения к азартным играм, а была направлена на привлечение внимания к спортивному мероприятию.
ООО «Фонбет ТВ» в своих пояснениях отметило, что товарный знак «Фонбет» предназначен для маркировки товаров и услуг спортивной направленности, но имеет и более широкий диапазон (от химической, фармацевтической, металлургической, машиностроительной, приборостроительной до легкой промышленности, сферы услуг, от сложных приборов до канцелярских принадлежностей), поэтому утверждение о принадлежности товарного знака «Фонбет» исключительно сфере букмекерской деятельности и об ассоциации только с ней — несостоятельно и не основано на фактических обстоятельствах.
УФАС Московской области не согласилось с представленными доводами, обратив внимание на то, что материал, размещенный на рекламных конструкциях, выполнен в цветах, сходных с корпоративными цветами букмекерской конторы «Фонбет», с использованием элементов оформления букмекера (ярко-красные полупрозрачные буквы «FONBET» на фоне).
Также в рассматриваемом изображении использованы элементы товарного знака «FONBET.RU» (свидетельство на товарный знак No 794023 от 26.01.2021).
С учетом всех обстоятельств УФАС Московской области посчитало, что объектом рекламирования являлись услуги букмекерской конторы «Фонбет», а не спортивное мероприятие, как было заявлено другими участниками дела.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает сразу несколько пунктов статьи 27 закона «О рекламе»: запрет на использование в рекламе образов людей и животных, а также ограничения по местам распространения рекламы букмекеров.
По итогам рассмотрения комиссия УФАС решила признать ненадлежащей рекламу FONBET Кубок России по футболу.
Комиссия решила не выдавать предписание о прекращении нарушения требований законодательства, так как на дату рассмотрения дела не располагала сведениями о продолжении распространения данной рекламы. Сами же материалы комиссии были переданы должностным лицам Московского областного УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Напомним, что ранее с запросом о допустимости использования товарных знаков букмекеров в нейминге спортивных соревнований и объектов в ФАС России обращалась Ассоциация защиты прав участников азартных игр и лотерей. Антимонопольная служба в свою очередь отказалась отвечать на поставленный вопрос, сославшись на то, что он не регулируется законодательством о рекламе и в компетенцию ФАС не входит. Однако сейчас, как мы видим, практика начинает формироваться в территориальных органах вопреки позиции главного управления.