Содержание
- 1 Где и как появился медиафутбол?
- 2 Отличия от традиционного футбола
- 3 Основные медиафутбольные лиги в России
- 4 Топовые медиафутбольные команды
- 5 Медиафутбол за пределами России
- 6 Известные игроки в медиафутболе
- 7 Как взаимосвязаны профессиональный и медиафутбол?
- 8 Медиафутбол и букмекеры
- 9 Влияние медиафутбола на другие виды спорта
Медиафутбол — разновидность футбола, возникшая на стыке спорта и шоу-бизнеса. Главным отличием от классической версии игры является комплектование команд, участвующих в соревнованиях, из известных личностей: музыкантов, актеров, блогеров, стримеров и других инфлюенсеров.
Помимо термина «медиафутбол», для описания данного спортивного явления могут употребляться понятия «медийный футбол», «блогерский футбол» и «поп-футбол».
Где и как появился медиафутбол?
Родиной медиафутбола является Россия. Еще в 70–80-х годах прошлого века в нашей стране стали появляться первые команды, собранные из числа популярных артистов. В начале 90-х был создан футбольный клуб «Старко», принимавший участие в различных благотворительных играх. В его составе выступали звезды театра, кино и шоу-бизнеса. Стоит также отметить участие команды депутатов Государственной думы в ряде товарищеских матчей, относящихся к последнему десятилетию ХХ века.
В современном понимании поп-футбол возникает уже в десятые годы нашего столетия благодаря усилиям ряда блогеров, снимающих контент по тематике серии видеоигр FIFA. В 2017 году они объединились в команду 7F United. Ее участниками стали Kefir, PandaFx, Finito, Герман El Classico Попков, Stavr, Den4ik Flomasteroff и Goodmax, но долго коллектив не просуществовал.
В том же году спортивный журналист и комментатор Василий Уткин взял под свою опеку клуб «Эгриси», выступающий в одном из любительских дивизионов Москвы. Уткин возглавил и проспонсировал команду, а также стал снимать видеоконтент о жизни «Эгриси» для платформы YouTube. Позднее коллектив стал участником Медийной футбольной лиги.
Блогер Никита Ковальчук все в том же 2017 году организовал команду «Я-тренер», позднее преобразованную в «КФ». Видеоблог о команде также начал публиковаться на YouTube.
В 2018 году Герман El Classico Попков вернулся к идее комплектования футбольного состава, сформированного из блогеров. В результате возникла команда, позднее получившая известность под названием «Амкал».
В 2020 году усилиями Попкова был организован Московский кубок селебрити, который можно назвать первым медиафутбольным турниром в привычном смысле слова. Его участниками стали 12 команд, включая сборные «Матч ТВ» и Comedy Club Production, а также команду 2DROTS.
В начале 2022 года бизнесмен Николай Осипов создал Медийную футбольную лигу, победителем первых двух сезонов которой стал клуб 2DROTS.
Отличия от традиционного футбола
Профессиональный футбол — это, в первую очередь, спорт, ориентированный на достижение определенных результатов.
Медиафутбол же делает акцент на шоу вокруг матчей.
Игроками медиафутбольных команд являются преимущественно блогеры, поэтому производство контента имеет огромную важность. Участники соревнований могут выйти на поле с камерой или снять спор футболистов в раздевалке.
Медифутбол также имеет отличия, связанные с правилами игры. Так, например, в Медийной футбольной лиге продолжительность тайма составляет 25 минут чистого времени, а количество замен не ограничено.
Составы команд не скованы половыми ограничениями: за медийные клубы могут выступать как мужчины, так и женщины.
Поп-футбол начал использовать и другие новшества, придающие матчам оригинальный характер. В частности, набор турнирных очков стал возможен не только на матчах, но и во время челленджей, проходящих в промежутке между турами. Судьи непосредственно в ходе игры через микрофон объясняют болельщикам принятые решения, а команды имеют право позвать арбитра для просмотра видеоповтора.
В плей-офф к послематчевым сериям пенальти добавили буллиты (выходы один на один). В погоне за медийной составляющей команды собирают многочисленные пресс-конференции, где часто обсуждают игры в формате «трэш-ток».
Основные медиафутбольные лиги в России
Лига | Создатель | Год создания |
Московский кубок селебрити (МКС) | Герман El Classico Попков | 2020 |
Медийная футбольная лига (МФЛ) | Николай Осипов | 2022 |
Медийная футбольная лига стартовала в апреле 2022 года. Уже во время первого сезона популярность турнира стремительно росла. Количество просмотров матчей плей-офф было соизмеримо с играми РПЛ. Финал сезона прошел на «ВТБ Арене» и собрал 11 тысяч зрителей. МФЛ считается главным медиафутбольным турниром России.
Московский кубок селебрити проводится раз в год, весной или летом. Чаще всего начинается с группового этапа (одна или две группы), за ним следует плей-офф. Появление МКС ознаменовало собой новый этап развития блогерского футбола — переход от челленджей к полноценным матчам.
Топовые медиафутбольные команды
Команда | Титулы |
2DROTS | Победитель первых двух сезонов Медийной футбольной лиги |
«Амкал» | Победитель Московского кубка селебрити 2021 года |
«БроукБойз» | Финалист Московского кубка селебрити 2022 года |
«Родина Медиа» | Финалист второго сезона Медийной футбольной лиги |
Reality | Победитель Московского кубка селебрити 2022 года |
Медиафутбол за пределами России
В 2013 году в английском городе Тилбери усилиями блогера Спенсера Оуэна была сформирована команда «Хэштег Юнайтед». Игры коллектива снимались на видео и публиковались на YouTube, что частично позволяет относить данный клуб к медиафутболу.
В 2022 году в Испании была основана Kings League. Основателями турнира выступили экс-футболист «Барселоны» Жерар Пике и популярный местный блогер Ибаи Льянос. Матчи Kings League проходят в крытом павильоне в формате 7 на 7, таймы длятся по 20 минут. В первый день турнира пик числа зрителей онлайн-трансляции составил порядка 780 тыс. человек.
В январе–феврале 2023 года в Казахстане прошел международный медиафутбольный турнир 1XBET Media Football League. Его участниками стали восемь команд из России, Казахстана и Киргизии: 2DROTS, «БроукБойз», FightNights, SD Family, Top Team, Konoha, Sparta, One Game. Соревнования футболистов-блогеров из стран СНГ запомнились рядом скандалов. Так, например, матч 2DROTS с киргизским клубом Top Team закончился массовой дракой и вызовом полиции.
Известные игроки в медиафутболе
Игрок | Клуб |
Герман El Classico Попков | «Амкал» |
Михаил Прокопьев (Прокоп) | «Амкал» |
Сергей Кутузов (Кутуз) | «Титан» |
Андрей Сибскана | «Амкал» |
Артем Кульмин (Райзен) | «Броук Бойз» |
Как взаимосвязаны профессиональный и медиафутбол?
Летом 2022 года «Амкал» и 2DROTS были утверждены РФС в качестве участников 1/256 финала Кубка России. Обе команды вышли в 1/128 финала, выиграв у клубов Второй лиги: «Амкал» победил «Зоркий» по пенальти, а 2DROTS обошли «Чертаново». После 2DROTS уступили по пенальти «Текстильщику», а «Амкалу» удалось стать сильнее «Твери». В 1/64 финала «Амкал» уступил «Звезде» из Санкт-Петербурга в серии пенальти. В ноябре некоторые игроки обоих клубов получили приглашение на матч всех звезд Кубка России.
Осенью 2022 года игрок «Амкала» Михаил Прокопьев подписал контракт с болгарским клубом «Ботев». Тогда же футболист «Броук Бойз» Салам Ашурмамадов был вызван в сборную Таджикистана на товарищеский матч против России. Также стало известно, что бразилец Тиаго Кунья, выступавший за Tamo Junto в МФЛ, подписал контракт с «Велесом» из Первой лиги России.
Медиафутбол и букмекеры
Основным источником финансирования в поп-футболе традиционно являются букмекерские компании. Тройка лидеров рынка — «Фонбет», PARI и Winline. Данные операторы спонсируют крупнейшие медиафутбольные активы: МФЛ (Winline), «Амкал» (PARI) и 2DROTS («Фонбет»). В блогерском футболе также присутствуют БК «Леон» (ФК «Деньги») и BetBoom (Броук Бойз»).
Прошлой осенью «Рейтинг Букмекеров» опубликовал цифры доходов ряда медиаклубов. 2DROTS получал 10 млн рублей, «Амкал» — 9 млн. В среднем клубы МФЛ зарабатывали порядка 3–4 млн рублей в год.
Несмотря на активное присутствие букмекеров в медиафутбольном мире, ставки на матчи МФЛ и МКС российские беттинг-операторы не принимают.
Влияние медиафутбола на другие виды спорта
Популярность медиафутбола привела к созданию в сентябре 2022 года Esports Media League (EML) — российской киберспортивной медиалиги. Основатель МФЛ Николай Осипов также сообщал о намерении провести хоккейную и баскетбольную медиалиги. В апреле 2023 года букмекерская компания «Лига Ставок» организовала баскетбольный медиатурнир Media Basket.