Минфин России опубликовал для общественного обсуждения новую редакцию (11 по счету!) проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статью 26.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Законопроект разрабатывается как условие присоединения России к Европейской конвенции против манипулирования спортивными соревнованиями, и определяет такие понятия, как "необычные ставки" и "подозрительными ставки", способы их определения и действия букмекеров при их выявлении.
Разработка проекта ведется Минфином с января 2018 года, можно сказать, что это один из самых долгоиграющих проектов Минфина в области регулирования азартных игр.
Как следует из сопроводительной документации, законопроект неоднократно выносился на обсуждение в совещания с букмекерами и даже побывал в регуляторной гильотине. Похоже, совещания дали свои плоды, и теперь законопроект выглядит более-менее законченным.
Под необычными ставками предлагается понимать ставки на спортивные соревнования или отдельные исходы в процессе проведения спортивного соревнования, "дающие организаторам азартных игр в букмекерских конторах при их приеме основания признать, что процесс заключения основанных на риске соглашений о выигрыше не соответствует обычному или ожидаемому" или ставки на те же события, но "процесс проведения или результат которых признан организаторами азартных игр в букмекерских конторах необычным".
При чем в последнем случае, информация о необычном характере процесса проведения или результата спортивного соревнования может быть получена букмекером от его организатора. При этом "необычными" ставки признаются в порядке, определяемом в правилах самого букмекера.
Проще говоря, в части определения необычных ставок, все процессы отданы на откуп букмекерам. Любую ставку (интерактивную ставку) букмекер будет иметь законное право признать необычной.
Что касается "Подозрительных ставок" - тут все строже. Подозрительной может быть признана только ставка на спортивное соревнование (или его исход), в отношении которых организатором спортивного соревнования или общероссийской спортивной федерацией выявлены признаки или факты противоправного влияния (манипулирования таким соревнованием).
Правда и тут есть небольшая неясность: в законе не написано, что такое "манипулирование", а уголовный закон содержит только один возможный факт противоправного влияния - подкуп.
Подозрительной ставка может быть признана в порядке, определяемом Минфином по согласованию с Минспорта (этот порядок еще предстоит разработать).
Но самое интересное кроется в обязанностях, которые возникают у букмекеров при выявлении необычных или подозрительных ставок - их нет.
Напротив, при выявлении как необычных, так и подозрительных ставок букмекер имеет право прекратить прием ставок на спортивное соревнование или результат события в ходе спортивного соревнования. Правда, в случае прекращения приема ставок букмекер должен будет вернуть признанные необычными или подозрительными ставки в течение 3 дней, если не успел выплатить по таким ставкам выигрыши.
Примечательно, что Минфин этим законопроектом легализует возвраты, которые и так активно применяются букмекерами, но до настоящего времени такого понятия в законе не существовало. Сейчас же Минфин прямо прописывает процедуру возврата для Единого центра учета переводов интерактивных ставок и Единого регулятора азартных игр. Ставки должны будут возвращаться на те же самые средства платежа (кошельки и банковские карты), с которых поступили букмекеру.
Также сделано уточнение и по целевым отчислениям - ЕЦУПС и ЕРАИ должны будут вернуть букмекеру целевые отчисления, удержанные со ставок, признанных необычными и подозрительными, и возвращенных игрокам.
Обсуждение законопроекта продлится до 30 августа.