Маскот в футболе – это персонаж-талисман футбольной команды или чемпионата. Спортивные клубы выбирают в качестве талисмана символического персонажа в соответствии со своим логотипом, историей или ценностями клуба.
Задачи маскота:
- продвижение и популяризация клуба (узнаваемость бренда и его индивидуальность);
В то время как маркетинговые стратегии могут помочь вам достичь краткосрочных целей, наличие маскота может сделать ваш футбольный клуб узнаваемым и запоминающимся на более длительный период.
- развлечение болельщиков + укрепление связей футбольного клуба с болельщиками;
Маскоты дарят болельщикам позитивные эмоции. Особенно это касается юных фанатов, которые с удовольствием наблюдают за веселыми и необычными персонажами. Талисман бренда может установить эмоциональную связь с болельщиками и повысить вовлеченность в жизнь клуба.
- привлечение удачи;
Считается, что у термина маскот французское происхождение. Разные источники указывают на провансальское слово mascotto (заклинание или колдовство), которое впервые было употреблено в 1867 г. Термин прижился в названии комедийной оперы La mascotte – история о девушке, которая приносила удачу фермеру. Впоследствии, термин перекочевал в Англию (mascot) – «Человек, животное или объект, приносящий удачу».
- усиление маркетинга и как следствие увеличение дохода;
Использование изображения маскота может способствовать увеличению продаж любой атрибутики: сувениры, напитки, еда и так далее. Также, предоставляя внешним сторонам права на совместное использование маскотов, вносится дополнительный вклад в доход клуба.
Кто может быть маскотом?
Талисманы спортивных клубов бывают трех типов:
- персонажи-люди (физические лица, супергерои, вымышленные персонажи);
- персонажи-животные (тигр, кролик, корова, ягуар);
- персонажи-предметы (неодушевленные предметы, антропоморфные персонажи).
Добавим, под маскотом не стоит подразумевать реального человека или реальное животное. Например, маскотом нельзя назвать известного символа португальской «Бенфики» – белоголового орлана («Витория»). Птица является именно талисманом команды.
Первые маскоты в футболе
Первый маскот в футболе «засветился» в 1966 г. во время Чемпионата Мира по футболу в Англии. В качестве талисмана турнира британцы выбрали льва, которому дали имя Вилли. Как говорится, эксперимент удался, и в дальнейшем маскоты использовались на каждом футбольном мундиале.
Что касается Чемпионата Европы (ЕВРО), то первый маскот появился в 1980 г. во время турнира в Италии. Организаторы события посчитали, что символом чемпионата должен стать Пиноккио (персонаж сказки Карло Коллоди «Приключение Пиноккио»).
В качестве справки приведем перечень всех маскотов на футбольных чемпионатах мира.
Год | Страна | Маскот |
1966 г. | Англия | Лев Вилли |
1970 г. | Мексика | Мальчик Хуанито |
1974 г. | ФРГ | Мальчики Тип и Топ |
1978 г. | Аргентина | Мальчик Гаучито |
1982 г. | Испания | Наранхито (апельсин) |
1986 г. | Мексика | Перец Пике |
1990 г. | Италия | Чао |
1994 г. | США | Пес Страйкер |
1998 г. | Франция | Петух Футикс |
2002 г. | Корея/Япония | Амо, Каз и Ник |
2006 г. | Германия | Лев Голео VI и орленок Пауле |
2010 г. | ЮАР | Леопард Закуми |
2014 г. | Бразилия | Броненосец Фулеко |
2018 г. | Россия | Волк Забивака |
2022 г. | Катар | Ковер-самолет Лаиб |
Маскоты в РПЛ и не только
Перечислим некоторых талисманов российских футбольных клубов. «Зенит» логично выбрал своим символом Льва (лев – символ Санкт-Петербурга), а болельщиков «Спартака» развлекает Гладиатор. Московский «ЦСКА» в честь своего прозвища остановился на Коне. По этой же логике маскота подобрал «Краснодар» – Бык. Фанатов «Сочи» веселит Барсик (снежный барс), а «Локомотива» мальчик Рэйл.
Касаемо некоторых европейских клубов. Например, талисманом «Баварии» является мишка Берни, «Манчестер Сити» остановил свой выбор на инопланетном существе Moonchester, «Челси» сотрудничает со Львом Стэмфордом, талисман «ПСЖ» – рысь Жермен, а дортмундской «Боруссии» – пчелка Эмма.
Из необычного. В 2018 г. английский «Вест Бромвич» представил нового маскота – Бойлер для нагрева воды. Этот неординарный выбор стал следствием спонсорского контракта клуба с компанией, производящей нагреватели для воды.