Минфин России разместил для общественного обсуждения новую версию проекта федерального закона, посвященного ведению в России перечней лиц, отказавшихся от участия в азартных играх.
Предыдущая версия законопроекта была размещена в феврале 2021 года и не получила одобрения. Прошлая версия также направлялась в рабочую группу "азартные игры и лотереи" регуляторной гильотины Правительства РФ, после чего Минфином неоднократно проводились консультации с представителями букмекеров и казино по содержанию законопроекта.
Новый проект претерпел ряд изменений, из содержания которых можно сделать вывод, что Минфин прислушался к представителям рынка и пошел на уступки.
Общая механика взаимодействия между игроком, который хочет самоограничиться, и организатором азартных игр осталась без изменений. Игрок (или его законный представитель, если лицо признано ограниченно дееспособным) направляет организатору заявление о самоисключении. Организатор рассматривает это заявление, и, если оно соответствует по форме и содержанию утвержденным Минфином требованиям, в течение рабочего дня направляет заявление в Единый регулятор азартных игр. В течение еще одного рабочего дня ЕРАИ вносит сведения о таком лице в реестр, а затем в течение еще одного рабочего дня информирует о включении в реестр как заявителя, так и всех организаторов азартных игр. Организатор азартных игр, в свою очередь, должен аннулировать все пари такого лица, заключенные со следующего дня.
Если раньше заявление нельзя было отозвать раньше чем через год с даты внесения сведений в реестр ЕРАИ, то теперь этот срок сокращен до трех месяцев. Никаких дополнительных условий о возможности повторного ведения и снятия самоограничения законопроект не содержит.
Ранее законопроект предусматривал, что лицо может быть исключено из перечня ЕРАИ в случае, если информация включена туда ошибочно. Теперь Минфин России конкретизировал понятие "ошибочно". Под этим понимается случай, когда игроком, информация о котором включена в перечень, заявление не направлялось. В этом случае игрок будет исключен из перечня в любое время с момента получения заявления об исключении. Правда, законопроект не отвечает на вопрос, как определить, направлял игрок заявление или нет.
Следует отметить, что законопроект не содержит указания, что происходит с заявлением после истечения срока самоограничения. По логике получается, что, направив заявление однажды, игрок будет находиться в реестре самоограничения до тех пор, пока не направит еще одно заявление о своем исключении (напомним, теперь это можно сделать раньше — через 3 месяца).
Еще одна новация законопроекта — организаторы азартных игр в игорных зонах общим правилам подчиняться не будут.
Они будут вести реестр самоисключенных игроков самостоятельно (в том числе каждый из них будет сам определять порядок ведения такого реестра) и не должны обмениваться данными с ЕРАИ.
Получается, в России будут существовать шесть независимых реестров самоисключенных игроков: по одному — для каждой игорной зоны, а один — в ЕРАИ для букмекерских контор и тотализаторов (интересный материал по теме: режим самоограничения игроков у российских букмекеров).
В то же время в действующей редакции проект не предусматривает ответственности для организатора азартных игр, который нарушает запрет или сроки.
Обсуждение законопроекта продлится до 24 сентября 2021 года.