13 ноября ресурс Eurosport.ru выпустил меткий материал о командах английской Премьер-лиги, которые сотрудничают с криптовалютными биржами. Вот тезисы:
- почти с десяток клубов АПЛ сотрудничают с криптобиржами;
первопроходец – лондонский «Арсенал», начавший партнёрство с биржей в январе 2018 года; - криптобиржи продолжат «захватывать» спонсорские позиции в АПЛ;
больше всего контрактов в АПЛ – у криптобиржи eToro (спонсирует шесть клубов АПЛ); - криптобиржи – тренд не только в Англии, но и по всему миру (например, такая биржа спонсирует национальную команду Турции по футболу).
Так неужели букмекеры, десятилетиями занимавшие позиции главных спонсоров футбола, сдают позиции? Попробуем разобраться в вопросе.
Хронология партнёрств
Вот хронология заключения контрактов между клубами АПЛ и криптобиржами:
- январь 2018 года – заключен первый в истории футбола контракт клуба с криптобиржей: между «Арсеналом Лондон» и CashBet Coin;
- июль 2018 года – объявлено о партнёрстве «Вулвз» с Coin Deal;
- август 2018 года – eToro заключило партнёрства сразу с четырьмя клубами английской лиги: «Тоттенхэм», «Саутгемптон», «Кристал Пэлас», «Лестер»;
- июль 2019 года – объявлено о партнёрстве «Ньюкасла» и StormGain;
- август 2019 года – стартовали контракты eToro с «Астон Виллой» и «Эвертоном».
Отметим, что на сегодня контракты с букмекерами имеют почти все клубы АПЛ, а с криптобиржами – лишь 8 команд лиги. Такие гранды, как «Челси», «Ман Сити», «МЮ», «Ливерпуль» пока обходятся без контрактов с криптобиржами.
Напрашивается вывод: букмекеры вовсе не сдают свои позиции – криптобиржи хоть и безусловный тренд, но история их партнёрств с футбольными командами берёт начало лишь в январе 2018 года. А букмекеры неизменно появляются на футболках команд АПЛ аж с 2002 года.
Примечательно, что некоторые клубы сотрудничают как с букмекерами, так и с криптобиржами. Например, «Вулвз» партнёрствует с букмекером ManBetX и биржей Coin Deal, а «Ньюкасл» – с букмекером Fun88 и биржей StormGain.
Россия отстала?
Минувшим летом турецкая криптобиржа BtcTurk стала спонсором национальной команды Турции по футболу (первое соглашение такого рода), португальская «Бенфика» уже продаёт сувениры за bitcoin, экс-звезда футбола Роналдиньо уже запустил свою криптовалюту.
В России, как и в Украине, и в Казахстане пока тишина: ни один футбольный клуб из этих стран не заключал «криптовалютного» контракта. Примером в этом плане для них выступает белорусский «БАТЭ», который в эпоху пандемии рекламировал криптобиржу Currency.com.
Как показывает практика клубов АПЛ, некоторые команды сотрудничают и с букмекерами, и с криптобиржами, поэтому о какой-либо спонсорской войне говорить не приходится – скорее, о добрососедстве.