Статья 27 закона «О рекламе» посвящена рекламам игр, основанных на риске, и там прямо сказано:
в рекламе гемблинг-компаний нельзя использовать образы людей и животных.
Возникает резонный вопрос: зачем тогда букмекеры подписывают именитых амбассадоров, если реклама с образом человека запрещена? И почему ролики с амбассадорами выходят на зависть часто, а ФАС в большинстве случаев бездействует?
Постараемся ответить на эти вопросы максимально исчерпывающе.
Прописные истины
Для начала нам придётся разобраться, что такое реклама. Заглядываем в пункт закона «О рекламе», разъясняющий базовые понятия, и видим, что реклама – это информация:
- которую распространили любым способом;
- которая может быть выражена в любой форме и любыми средствами;
- адресованная неопределённой целевой аудитории;
- направленная на привлечение внимание к объекту рекламы или на поддержание, или формирование интереса к нему.
Ролики с амбассадорами, которые штампуют букмекеры, также подходят под определение рекламы, но почему-то многие видео продолжают выпускаться, и газеты не так часто выходят с заголовками о том, что букмекер понёс ответственность.
А за соблюдением того, чтобы в рекламе букмекеров не было образов людей, следит ФАС. В следующем главе – самые яркие примеры, когда букмекеры попадались на использовании образов людей.
Кому доставалось?
«Дубинкой» от ФАС доставалось:
- Фонбет. Штраф в размере 100 000 р. выписан 19 сентября 2019 года за то, что амбассадор компании Тимати мелькал на рекламных баннерах;
- БК Олимп. Штраф размером 100 000 р. выписан 26 декабря 2019 года за то, что в рекламе фигурировал Георгий Черданцев;
- Лиге Ставок. Штраф в 100 000 р. выписан 18 сентября 2018 года за то, что в одной из реклам показывалась девушка.
Объяснения ФАС – must read
Вспоминается история, рассказанная Алиной Якиревич (директор по маркетингу в компании Фонбет) в 2018 году на страницах издания vc.ru: в одном из креативов букмекера мяч летел в корзину. Людей в данном видео не было совсем, но юристы забили тревогу: мол, раз мяч летит в корзину, значит, его кто-то кинул. Спешно пришлось переснимать ролик, чтобы корзина сама летела на мяч.
ФАС ещё с десяток лет назад выпустил разъяснения того, что считать образами людей, правда, относилось это к рекламе пива, однако вполне эти рекомендации можно применить и к букмекерам. Вот основные положения:
- образ человека или животного не должен выражаться ни в какой форме: ни в текстовой, ни в визуальной, ни иными средствами;
- в рекламе не должно быть деталей, намекающих о присутствии человека;
- сюжет рекламы не должен разворачиваться в результате усилий человека;
- запрещены даже монологи и диалоги, если они создают впечатление, что говорящие участвуют в сюжете рекламы.
Так что же?
Букмекеры уже научились сосуществовать с государством, принося ему пользу в виде целевых отчислений и налогов. Видимо, поэтому ФАС не спешит выписывать штрафы за явные нарушения.
Поэтому многочисленные ролики со звёдными амбассадорами в обозримом будущем продолжат выходить, пока законы не станут жёстче или пока это не станет полностью законным.