Содержание
Лутбокс (в переводе с английского, loot box — «коробка с добычей») — случайный набор предметов или ресурсов, предназначенных для использования в видеоиграх.
Внешний вид лутбоксов может различаться в зависимости от игры. Тем не менее, чаще всего они представляют собой виртуальный контейнер, из которого случайным образом выпадают игровые предметы. Например, в CS:GO лутбокс выглядит как небольшой металлический ящик (кейс) с нанесенным на него рисунком, в FIFA — в виде пака с карточками игроков, а в Genshin Impact — парящая сфера.
Наиболее часто встречающиеся предметы в лутбоксах:
- одежда и скины для персонажей или оружия;
- материалы для улучшения экипировки;
- новые персонажи;
- коллекционные карточки и др.
Лутбоксы могут содержать как предметы косметического характера, так и объекты, непосредственно влияющие на игровой процесс. Например, в Counter-Strike 2 из лутбоксов выпадают скины для оружия, не влияющие на характеристики персонажа. А в FIFA из паков можно получить карточки футболистов, которые напрямую усиливают команду в режиме Ultimate Team.

Лутбокс в виде пака с карточками игроков в FIFA
Внедрение лутбоксов является способом монетизации видеоигр. В большинстве случаев игроки платят за приобретение виртуальных контейнеров реальные или внутриигровые деньги. Иногда получить кейс можно в качестве награды за прокачку персонажа или выполнение определенного задания в игре.
Один из первых случаев встраивания лутбоксов зафиксирован в 2004 году в японской версии игры MapleStory. Впоследствии они появились в таких играх, как ZT Online, Puzzle & Dragons, Team Fortress 2, Star Trek Online, The Lord of the Rings Online, CS:GO, играх серии FIFA и др.
Лутбоксы и гемблинг: сходства и различия
Вопрос, можно ли классифицировать лутбоксы как форму гемблинга, является ключевым. В ряде государств продажа виртуальных контейнеров запрещена или ограничена из-за наличия определенных сходств между ними и азартными играми. Разберем основные из них:
Однако несмотря на все эти сходства, существуют и значительные отличия между гемблингом и покупкой лутбоксов в видеоиграх:
Регулирование лутбоксов в мире
В некоторых странах контейнеры с внутриигровыми предметами приравниваются к азартным играм, в других — нет.
Так, например, в 2024 году Высший земельный суд Вены (Австрия) вынес решение о том, что лутбоксы в FIFA 23 нельзя считать игорными продуктами. В другой европейской стране, Бельгии, платные кейсы еще с 2018 года относятся к азартным играм, а предлагать их игрокам могут только компании, которые получили специальные игорные лицензии.
Универсального ответа на вопрос, являются ли лутбоксы гемблингом, в настоящее время не существует. Регулирование отличается в зависимости от страны.
Сколько денег лутбоксы приносят разработчикам?
По оценкам Statista, в 2025 году доход разработчиков от реализации лутбоксов составит $20,3 млрд (в 2020 году — $15 млрд). Исследовательская компания Persistence прогнозирует, что к 2031 году объем мирового рынка лутбоксов достигнет $30 млрд.
Компания Valve заработала на продаже виртуальных контейнеров в играх CS:GO и CS2 около $5 млрд начиная с 2013 года. Лутбоксы также являются одним из основных источников доходов Electronic Arts (серии Madden NFL, NHL и FIFA): в 2021 году компания заработала на них свыше $1,5 млрд (почти 30% от всех доходов за год). Доходы Activision Blizzard (Overwatch, Call of Duty, Hearthstone, Diablo) от продажи лутбоксов и различных внутриигровых транзакций во II квартале 2023 года достигли $1,69 млрд.
Влияние на игроков
Важным аргументом противников лутбоксов являются многочисленные исследования, авторы которых пытаются найти возможную связь между приобретением контейнеров и азартными играми. Результаты работы ученых в различных странах указывают на то, что подобная связь действительно существует. Разберем некоторые примеры подобных исследований:
Исследование | Страна | Результат |
Исследование Spelinspektionen | Швеция | 87% респондентов, приобретавших лутбоксы в возрасте до 15 лет, в зрелом возрасте проявляют признаки проблемного игрового поведения |
Исследование Католического университета Лёвена | Бельгия | Молодые люди, являющиеся пользователями видеоигр со встроенными лутбоксами, с большей вероятностью становятся азартными игроками |
Опрос Emerging Adult's Gambling Survey | Великобритания | Молодые люди, которые покупают лутбоксы, чаще других являются азартными игроками и испытывают проблемы с азартными играми. Они должны рассматриваться как группа высокого риска по проблемному гемблингу |
Международное исследование Университета Флиндерса, Университета Ноттингем Трент, Университета Гибралтара и Университета Лоранда | Австралия, Великобритания, Гибралтар, Венгрия | Поведение пользователей видеоигр, приобретающих лутбоксы, схоже с поведением азартных игроков. Регулирование лутбоксов должно производиться в соответствии с законами об азартных играх |
Лутбоксы в России
В России на федеральном уровне не введены прямые законодательные запреты на продажу лутбоксов. Однако в последнее время и в нашей стране ряд экспертов и политиков высказали беспокойство по поводу потенциально негативного влияния виртуальных контейнеров на несовершеннолетних.
Так, например, в 2023 году глава ЛДПР Леонид Слуцкий предложил запретить видеоигры с лутбоксами несовершеннолетним, а в 2024 году на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, предусматривающий введение в России системы специальной маркировки игр с платными кейсами. Кроме того, Роскачество объявило о планах изучения подобных механик в 2025 году.
Лутбоксы и скин-гемблинг
Скин-гемблинг — это практика использования виртуальных скинов (визуальных улучшений для оружия, персонажей или других элементов в видеоиграх) в качестве ставки для азартных игр.
Лутбоксы и скин-гемблинг тесно связаны. Лутбоксы являются внутриигровым механизмом получения предметов, включая скины, которые затем могут использоваться для ставок. Однако скин-гемблинг осуществляется на сторонних платформах, а лутбоксы встроены непосредственно в игровые механики.